Тема важности благотворительной работы последнее время поднимается во многих публикациях. Это касается, в том числе, и мусульманской сферы. Особое значение в этой связи получил вопрос социализации мусульманских общин в России, который самым непосредственным образом связан с темой благотворительности и решения социальных проблем.
Не раз в своих статьях мне приходилось обращаться к опыту развития благотворительной работы в странах Востока, в первую очередь в мусульманских странах. Теперь, для полноты картины, предлагаю обратить взгляд на то, как этот вопрос решали и решают в западных странах.
Как известно, благотворительная работа в Европе и Америке поставлено на достаточно высокий уровень. Заниматься благотворительностью среди западных миллионеров является признаком хорошего тона. Оставим в стороне вопрос о том, сколько из них искренне желают помочь, а кто делает это только потому, что это модно и является признаком правильного поведения. В конце концов, нуждающимся, то есть тем кто, благодаря этому, получает реальную помощь, данный вопрос не принципиален.
Тут важно другое – то, что заниматься благотворительностью в западных странах является признаком хорошего тона, это является не просто модой, но и нормой. К сожалению, у нас пока на многих, кто вкладывает силы и свои средства в благотворительность порой смотрят косо, как на тех, кто просто хочет как-то выделиться. В широких слоях общества пока нет четкого понимания нормальности этого явления.
Наверное, поэтому пока уровень благотворительной работы западного бизнеса намного выше их российских коллег. Например, научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин считает, что пока крупный бизнес в нашей стране находится на этапе «первобытной жадности», по сути, занимаясь сейчас только накапливанием капитала в ситуации определенных инвестиционных рисков. По мнению, данного известного отечественного экономиста, причина такой разницы заключается в том, что российские предприниматели находятся в состоянии между созданием резервов для благополучия своей семьи и себя лично и этапом инвестирования в различные области экономики. Только после преодоления этих двух этапов, по мнению Ясина, российские бизнесмены будут заниматься массовой
благотворительностью.
Сегодня же западные страны могут быть в этом отношении примером того, каким образом формироваться социально ориентированному бизнесу. Например, в 2012 году британская организация Charities Aid Foundation опубликовала исследование, посвященное благотворительности в разных странах. В соответствии с ним до последнего времени лидером благотворительных программ были США. В частности, последние 10 лет в этой стране различные фонды тратили до 30 млрд. долларов ежегодно. Цифры в отношении европейских стран в целом еще более внушительные. Сегодня в Европе зарегистрировано более 110 тыс. благотворительных фондов, в которых работает около 1 миллиона человек, и которые ежегодно выделяют на свои программы 100 млрд. (!) долларов.
Необходимо отметить, что и законодательство европейских стран также способствует развитию благотворительной работе. Парламенты этих стран приняли более 50 законов, которыми регулируются различные аспекты деятельности благотворительных фондов. Большее значение уделяется также и законодательному закреплению требования публичной отчетности фондов, что повышает доверие к их деятельности.
В нашей стране часто приходится сталкиваться с таким распространенным заблуждением, что решением всех социальных проблем должно заниматься исключительно государство. Наверное, распространенность данного мнения можно объяснить советским наследием, из-за которого наши граждане привыкли перекидывать решения всех проблем на плечи государства, оправдывая тем самым свое бездействие и безинициативность. Хотя, наверное, стоило бы напомнить, что в нашей стране один из самых низких налогов (13%), который должен был бы стимулировать гражданские инициативы по благотворительной работе.
Далеко не бедные европейские государства после кризиса 2008 года стараются передать решение многих социальных проблем в частные доноры-фонды. Руководители европейских государств поняли, что выгодно, когда фонды берут на себя отдельные обязательства, внедряют различные социальные программы и выполняют роль экспериментальной площадки для решения тех или иных проблем.
Один из самых ярких примеров такой работы продемонстрировали Нидерланды, где в 2011 году правительство страны заключило социальный контракт с благотворительными фондами, в соответствии с которым благотворительный сектор взял на себя решение многих социальных проблем. Существующая в Голландии программа стала уникальной, и как считают в Ассоциации благотворительных фондов Нидерландов, на сегодняшний день в этой стране созданы все условия работы фондов, которые стали настоящими интеллектуальными центрами по разработке и апробации решения различных социальных проблем. Именно фонды разработали и запустили программа по профессиональному образованию детей из кризисных групп, развитию малолетних детей и многое другое. Важно, что результаты разработок были переданы этими фондами государству.
Практика делегирования решения социальных проблем от государства общественным организациям очень распространена и эффективна, как мы можем наблюдать на примере такой социально благополучной страны Северной Европы как Нидерланды.
Удивительным образом, но традиция меценатства в странах, которые считаются оплотом материализма, имеет не только глубокие корни, но и выстроенную современную структуру. При этом понимание социальной ответственности бизнеса в этих странах стоит широко: от помощи учебным заведениям и научным центрам до решения проблем инвалидов и брошенных детей.
Инвестирование в науку и в достижения социальной справедливости видится западными бизнесменами основой стабильности их обществ. Совершенно нормальным является, когда крупные олигархи жертвуют свои многомиллиардные состояния на благотворительные цели. Например, широко известен пример самого богатого человека планеты, американцы Билла Гейтса, который в период с 1994 по 2010 г. выделил на благотворительность более $28 млрд. А в феврале 2010 года Гейтс выступил с предложением ко всем миллиардерам планеты о передаче половины их состояния на благотворительную деятельность.
На этом фоне соотношение количества миллиардеров в нашей стране с количеством нерешенных социальных проблем просто удивляет. По разным оценкам только в столице нашего государства проживает самое большое количество долларовых миллиардеров в мире, однако их участие в решении социальных проблем совсем незаметно.
Конечно, и в нашей стране можно найти немало примеров благотворительных инициатив крупного бизнеса. Однако возникает вопрос, когда понимание социальной ответственности бизнеса в нашем обществе также станет нормой? Когда заниматься благотворительной работой тоже будет примером хорошего тона? Ведь в нашей истории таких примеров предостаточно. Это для нас не ново.
Иддар Баязитов