«Он – Тот, Кто сотворил для вас слух, зрение и сердца. Но как мала ваша благодарность!» (сура «Верующие», аят 78).
Эпиграф для этой части выбран не случайно. Большинство людей привыкло к тому, что у них есть зрение и слух, воспринимают это как должное, забывая порой благодарить Всевышнего за милость иметь возможность видеть и слышать окружающий тебя мир. Мы это перестаем ценить, однако те, кто встречал в своей жизни, например, глухонемых легко могут понять насколько сложно приходится таким людям и почему имеющему слух необходимо благодарить Всевышнего.
Наверное, глухонемые и слабослышащие это одна из самых незаметных в нашем обществе категорий инвалидов. Однако, они ежедневно сталкиваются с множеством трудностей, которые необходимо решать нашему обществу. Это одна из самых социально незащищенных групп инвалидов в нашей стране. Ведь во многом нужды людей с отсутствием или плохим состоянием слуха не учитывается. Например, в наших городах на сегодняшний день многие звуковые сигналы, такие как объявления остановок в общественном транспорте или сигналы домофона чаще всего не дублируются графическими и световыми устройствами вывода информации.
Вообще, данная патология имеет разные формы. Нарушением слуха является либо полное, либо частичное снижение способности обнаруживать и понимать звуковые сигналы. Полную потерю слуха называют глухотой, а частичную тугоухостью.
Причинами нарушения слуха могут быть заболевания внутреннего уха и слухового нерва, воспаление среднего уха или некоторые инфекционные болезни (менингит или грипп), перенесенные, например, в раннем детстве.
Также среди причин бывают травма или продолжительное воздействие сильной вибрации или шума. Кроме того, глухота бывает врождённая или приобретённая.
В нашей стране множество людей страдающих данным недугом. Например, Всероссийское общество глухих имеет представительства в 76 регионах и обслуживает порядка 250 тысяч слабослышащих и глухих. В самой организации состоят 100 000 человек.
В связи с этим большое значение приобретает реабилитация глухонемых. Особенно это касается детей, поскольку они еще не приспособились в жизни в современном обществе, который может показаться им чужим.
Чаще всего в процессе реабилитации используются индивидуальные и групповые занятия, а также хоровая декламация со звуковым сопровождением. Во время реабилитации проводятся также и речевые занятия, где используются слуховые аппараты. Такую работу надо проводить среди детей 2-3-летнего возраста.
Для успешной реабилитации глухонемых необходимо выполнения четырех основных условий (1):
1) Раннее начало реабилитационных мероприятий – чем раньше будут выявлены проблемы со слухом, тем больший эффект от реабилитации;
2) Обеспечение достаточной громкости речевых сигналов;
3) Интенсивность и систематический характер слуховой тренировки, составляющей основу процесса реабилитации;
4) Естественное речевое окружение ребенка, постоянно общение с людьми, имеющими нормальный слух и нормальную речь.
Наиболее ценным периодом для реабилитации являются первые три года жизни ребенка. При тугоухости, возникшей у человека, умеющего говорить, в дальнейшем развиваются расстройства речи в виде монотонности, неритмичности. Кроме того, возникшая тугоухость затрудняет общение с окружающими.
Однако, если выявить проблемы со слухом у ребенка до двух лет, то его можно научить говорить. Благодаря разработанным современным методикам и занятиям таких детей можно научить говорить практически в обычном речевом ритме (2). Во всяком случае, в западных странах этими проблемами занимаются давно и серьезно. У нас же, к сожалению, глухонемые дети (а потом и взрослые) пока практически отторжены от общества. Конечно, были и есть специализированные школы, детские сады, но, без сомнения, люди с дефектами слуха и речи и поныне чувствуют себя неполноценными. И только сейчас, как отмечают специалисты, в нашем обществе постепенно приходит понимание, что очень многое в подходах к обучению, воспитанию глухонемых и адаптации их к жизни нужно менять (2).
Любой физический недостаток (например, глухота) не только изменяет отношение ребенка к миру, но в первую очередь сказывается на отношениях с людьми. Разумеется, что глухота сама по себе факт биологический, а не социальный. Однако, людям, которые занимаются реабилитацией глухих приходится иметь дело с социальными последствиями этого недуга. Когда перед нами ребенок с проблемами со слухом в качестве объекта воспитания, то здесь приходится иметь дело не столько с глухотой самой по себе, а сколько с теми конфликтами, которые возникают у глухого ребенка при вхождении его в жизнь. Ведь его сношения с окружающим миром начинают протекать по иному, чем у нормальных людей, руслу. Глухота есть нормальное, а не болезненное состояние для глухого ребенка, и данный порок ощущается им лишь опосредованно, вторично, как отраженный на него самого результат его социального опыта (2). Что же означает сам по себе дефект слуха? Глухота не означает ничего иного, как только отсутствие одного из путей для образования условных связей со средой. Люди, страдающие этим недугом, не считают себя больными, поэтому в общении с ними не должна проявляться снисходительность.
Данную проблему не должны обходить стороной и мусульманские организации. Здесь я бы хотел сослаться на опыт мечети "Ярдэм", где проходят курсы для слабослышащих. До переезда в эту мечеть данные курсы с 2004 года функционировали при мечети "Сулейман".
В рамках этих курсов проходит обучение мусульманским терминам языком жестов, которым пользуются слабослышащие. Они также проходят психологическую реабилитацию, получают консультации.
Изучают ислам глухонемые по методике, разработанной заведующей учебной частью мечети «Ярдэм» Малики Гельмутдиновой, которая является известным специалистом по обучению глухонемых и незрячих. В 2007 году она прошла курс обучения языку жестов и разработала по книгам известных татарских богословов специальную методику преподавания курса «Основы ислама» для глухонемых.
Работу со слабослышащими и глухонемыми мусульманским организациям необходимо продолжать и развивать. Необходимо организовывать проповеди и лекции по исламу с сурдопереводом, возможно и пятничные хутбы в некоторых мечетях сопровождать сурдопереводом.
Глухим необходимо помочь совершать паломнические поездки в Мекку, организовывать специальные просмотры религиозных фильмов с сурдопереводами.
При мечетях для глухих необходимо предоставить постоянное место для встреч и личного общения. Приглашать их в мечеть на Курбан-байрам и Уразу-байрам. Глухие должны чувствовать в мечетях себя комфортно и защищено. Необходимо дать им возможность реализовать себя, чтобы они почувствовали свою востребованность.
Конечно, наше государство стремится создать все условия для адаптации глухонемых. Например, во Всероссийское общество глухих входит 35 социально-реабилитационных центров, 52 региональных и 182 местных учреждений социально-культурного назначения, а также театры-студии мимики и жеста, санаторно-курортное учреждения и т.д. Однако мусульманским организациям необходимо внести свою весомую лепту в процесс духовной реабилитации глухонемых и слабослышащих.
Ведь сложно представить как тяжело таким людям в жизни. Обязанность мусульман помочь глухонемым адаптироваться в этом мире, почувствовать себя лучше и найти путь к Всевышнему. Ведь именно вера во Всевышнего Аллаха дает им смысл жизни. Искренние слова молитвы, обращенные к Всевышнему, просьба о помощи, о спасении не остаются без ответа. Милость Аллаха безгранична.
Илдар Баязитов
Дополнительные источники:
1) Особенности детей с нарушением слуха // www.stud24.ru
2) Глухонемые дети, их воспитание и обучение // www.znamus.ru