Для понимания того, что такое российская тюрьма сегодня и почему влияние на наше общество криминальной среды оказалось настолько значительным в позднесоветское и постсоветское время особенно, необходимо обратиться к истории раннесоветской.
На самом деле, история советской тюрьмы примерно первые ее 30-40 лет соответствует характеру советской истории, в целом. В этом смысле 1920-е годы, период относительной свободы и НЭПа, довольно сильно отличается от 1930-х – начала 1950-х годов, времени сталинской диктатуры.
1920-е годы
Последовавший после революции 1917 года так называемый красный террор привел к тому, что тюрьмы советской России были заполнены до предела.
Новая власть заимствовала тюрьмы дореволюционной власти, кроме того в качестве мест заключения стали даже использовать монастыри, где практически до середины 1920-х годов монахи жили в соседстве с тюремными заключенными. Например, в Москве под тюрьмы были отданы Ивановский и Новоспасский монастыри.
Парадокс той эпохи был в том, что в результате учиненного новыми властями «красного террора», тюрьмы страны оказались настолько переполненными, что многим заключенным даже разрешалось днем проводить время на воле, работать, а вечером приходить ночевать в тюрьму. Были случаи, когда осужденным достаточно было просто приходить раз в месяц в тюрьмы и отмечаться. Некоторые продолжали свою трудовую деятельность на свободе, а на ночь приходили в тюрьму. Другие могли брать отгулы и ходить, например, в театр. В некоторых тюрьмах Москвы даже было хорошее питание, поэтому бывали случаи, когда люди голодной столицы стремились туда попасть.
В 1920-е годы в тюрьмах было много людей высокообразованных, представителей науки и культуры – писателей, ученых, театральных деятелей и художников. Тюрьма стала местом, где можно было получить неплохое образование – люди, слушали лекции представителей науки, которые сидели вместе с ними, а сами ученые в свою очередь приобретали рабочие специальности. В тюрьмах организовывали театры и концерты, проводили церковные службы. Однажды даже Шаляпин выступил на одном из тюремных концертов.
По мнению очевидцев, в тот период в советских тюрьмах была, действительно, довольно демократическая атмосфера. Например, тогда не брили на голову на голо, не носили серых халатов, не было карцеров и лишения горячей пищи.
Однако не надо идеализировать этот период. Ситуация со свободами в тюрьмах ранней советской России была вынужденной, так как была результатом кровавого «красного террора», когда огромное число граждан оказались в местах заключения просто по той причине, что новая власть отнесла их к классовым врагам и поэтому тюрьмы были переполнены, а средств на их поддержание было мало.
Наверное, именно в то время началось постепенное увеличение влияния тюремной культуры на наше общества. И это немудрено, если принять во внимание сколько безвинный людей оказалось в заточении. Так много, что даже мест в советских тюрьмах просто не осталось.
1930-е -1950-е годы
В 1959 году в Советский Союз приехала известная представительница парижской богемы – Дина Верни (1919-2009). Жена французского архитектора Майоля, подруга Пикассо и Матисса,она владела своей галереей в Париже и была яркой представительницей российской эмиграции.
В 1959 году Верни приезжает в Советский Союз, где она общалась с бывшими политзаключенными сталинских лагерей. Эти бывшие узники ГУЛАГа не были представителями криминального мира – это была интеллектуальная элита советского общества, которую пытались окончательно погубить в сталинских застенках.
За все то время, что Верни провела в СССР, она провела много времени с советскими художниками и другими представителями советской диссидентской интеллигенции. И вот Дина Верни погрузившись в эту гремучую смесь творческой интеллигенции пропитанной за 15 лет “отсидки” блатняком, смогла воспроизвести эту неоднозначную культуру в своем музыкальном альбоме «Блатные песни», изданном в 1975 году в Париже.
Поскольку во время нахождения в СССР она боялась, что ей не разрешат вывести тексты песен, которые она записала со слов бывших узников ГУЛАГа, Верни выучила их наизусть. Всего она так разучила 24 песни, хотя в альбом «Блатные песни», в итоге, вошло только 13 из них.
Этот альбом является хорошим примером того, насколько тюремная культура периода сталинских лагерей повлияла, хоть и в сильно преломленной форме, на общество советской интеллигенции. По сути, альбом «Блатные песни» это рассказ об эпохе, эти блатные песни не тоже, что сегодняшний русский шансон, это какой-то другой блатняк, все-таки его пела интеллигенция, настоящая интеллектуальная элита того времени. Но тем не менее это все же были блатные песни. Альбом Дины Верни в миг стал очень популярным в среде советского андеграунда и диссидентской интеллигенции. На тот момент этот альбом стал лучшей антологией лагерного и уголовного фольклора. С одной стороны это хорошо, а с другой не может не огорчать, что криминальная культура смогла так сильно повлиять не только на советское общество, в целом, но и на культурную элиту этого общества.
Через сталинские лагеря прошло такое количество наших соотечественников, которые оказались там не по своей вине, что культурно и социально это просто не могло не повлиять на наше общество.
Немного цифр, в период с 1930 по 1956 годы в застенках ГУЛАГа погибло по меньшей мере 1 500 000 человек, хотя реальная цифра, наверное, больше. К 1951 году в сталинских лагерях находилось как минимум 2 500 000 человек, еще примерно столько же находилось на поселениях. То есть почти 5 миллионов советских граждан к концу сталинского времени единовременно находились в ужасных тюремных условиях. Если же говорить об общем числе людей, которые за более чем 25 лет существования ГУЛАГа прошли лагеря и подверглись прочим видам репрессий, то эта цифра будет приближаться к ужасающим 20 миллионам. Мало того, что в этот период наша страна испытала все ужасы Великой Отечественной войны, которые подкосили здоровье и силы нации, но не менее сильным ударом по советскому обществу оказались сталинские лагеря.
Этот период можно назвать поворотным, ведьименно тогда лагерная тюремная культура стала массово проникать в советское общество. Миллионы людей стали носителями уголовных понятий и криминального стиля жизни. Тяжелые условия жизни, которые мало чем были похожи на человеческие, окружающая жестокость, ежедневная борьба за собственную жизнь – все это в совокупности нанесло сильную травму целому поколению нашего общества. Эти озлобленные на весь мир люди, ожесточенные, с перевернутой системой ценностей вышли на свободу и изменили культурный и социальный фон нашего советского общества.
В той или иной степени это повлияло как на социальные низы, так и на образованную, интеллектуальную прослойку – тюремная культура стала важнейшим социальным феноменом российского общества. Наверное, поэтому Дина Верни впервые посетив свою родину, основное свое внимание обратила именно на этот феномен – блатную культуру.
Результаты этой эпохи мы разгребаем до сих пор. И именно, поэтому нам необходимо лучше и глубже понять, что же тогда произошло.
Илдар Баязитов