Китайская народная республика (КНР), или просто Китай – государство в Восточной Азии. КНР крупнейшее по численности населения государство в мире – около 1,40 млрд. человек – и третья страна в мире по территории (после России и Канады). Эта официально социалистическая страна относится к современным великим державам, с одним из самых больших в мире политическим и экономическим весом. У Китая, который обладает своим ядерным оружием, самая большая по численности армия в мире и вторая по величине экономика.
Размеры страны тем не менее не привели к огромному количеству заключенных там. Являясь самой большой в мире страной по численности населения Китай занимает только 135 место в мире по уровню преступности. Официально в Китае всего 1 649 804 заключенных, это 118 человек на 100 тысяч населения. По уровню преступности страна входит в 35 самых безопасных стран мир (32 место).
Конечно, эти цифры можно объяснить дисциплинированностью китайцев и тем, что через официальную идеологию у граждан воспитываются определенные нормы поведения. Но существование таких цифр можно и объяснить другими полярными точками зрения. С одной стороны, официально низкую преступность и относительно небольшое количество заключенных в стране можно объяснить эффективной работой правоохранительной и судебной систем Поднебесной. А с другой, тем, что поскольку Китай это довольно закрытая страна, то международной общественности и организациями сложно получить настоящие данные и цифры из этой страны.
О работе правоохранительной и судебной систем
Конечно, судебная система в этой стране работает жестко и быстро. Длительность судебного заседания в КНР, как пишут в СМИ, редко продолжается больше 20 минут, даже если речь идет о вынесении смертного приговора, который, как правило, обжалованию не подлежит.
Сами судебные заседания проводятся за закрытыми дверями, а в половине судебных процессов, как считают наблюдатели, адвокаты даже не принимают участия. Как правило если дело доходит до суда, то подозреваемый будет приговорен к тюремному сроку.
В случае если процесс должен привести к смертному приговору, то часто его стараются делать публичным, так как такие судебные процессы должны стать уроком для остального населения Китая – нарушать закон нельзя. Как пишут исследователи этого вопроса, подсудимых несмотря на пол и возраст, обычно, бреют на лысо, а к шее присоединяют номерок с именем. Прежде чем казнить их, крепко связанных канатами, провозят в открытых машинах по всему городу. Приговоренных везут на центральные стадионы и там заключенных, перевязанных одной цепью, ставят на всеобщее обозрение и с помощью громкоговорителя озвучивают приговоры. Подсудимые должны выслушивать их с низко опущенными головами, а после чего их снова помещают в грузовики и увозят на казнь.
Китай принимает довольно большие усилия для борьбы с преступностью. В первую очередь там борются к торговлей наркотиками, оружием и проституцией. Например, в середине 1990х годов правоохранительной системой там была проведена компания «Янда» («Мощный удар»), которая была направлена борьбе с этими тремя видами преступности – тогда только за один 1996 год было совершенно несколько тысяч казней преступников.
Такая планомерная борьба стала приносить свои плоды. Например, в начале 2010х годов в стране сократилась и упала до исторического минимума преступность, совершенная с использованием огнестрельного оружия или взрывчатых веществ – на 42 и 27 процентов соответственно по сравнению с предыдущим периодом. Это стало позитивным результатом специальной кампании, развернутой китайской полицией против таких преступлений.
СМИ приводят следующие цифры: только в 2012 году согласно данным Министерства общественной безопасности КНР полицией Китая в общей сложности было конфисковано 160 тысяч единиц различных видов огнестрельного оружия, более 8,1 млн патронов, свыше 2,78 тысяч тонн взрывчатых веществ и более 10,9 млн детонаторов. В том же 2012 году правоохранительными органами Китая было раскрыто более 14 тысяч дел о незаконном изготовлении, продаже и хранении огнестрельного оружия или взрывчатых веществ. Было задержано более 20 тысяч фигурантов этих дел, уничтожено около 670 подпольных мастерских для изготовления указанных вещей и обезврежено более 360 преступных групп.
Что происходит за стенками китайских тюрем?
Однако, если обратиться к точки зрения, что официально низкие показатели преступности и количества заключенных в тюрьмах это результат того, что к настоящим цифрам у международных организаций доступ в Китае ограничен, то можно сделать вывод, что вообще сложно оценить эффективность пенитенциарной системы этой страны. Например, по мнению людей, которые сидели в китайских тюрьмах, условия содержания там крайне тяжелые. Например, вот как описывает свое пребы
вание в китайских тюрьмах шведский гражданин Джордж Карими:
“Условия в китайских тюрьмах ужасны. Я был свидетелем этого. В камерах площадью от 7 до 21 квадратных метров находилось от 6 до 16 заключённых. Мы спали, ели и испражнялись в этих крошечных комнатах. Еда была ужасной, и не было ни одного дня, когда бы мы не подвергались физическим и психологическим пыткам со стороны охранников или «наёмных» заключённых.
Избиения, недоедание и принудительный труд — удел тех, кто сидит в китайских тюрьмах. Даже незначительные жалобы могут привести к наказанию или смерти. Некоторые заключённые пытались покончить с собой из-за невыносимых условий. Только некоторым это удалось. Те, кто не смог умереть, были сурово наказаны.”
Одновременно с этим сложно проверить и то, насколько его свидетельства являются правдой, так как после своего возвращения из китайской тюрьмы в Европу Карими испытывал вполне ожидаемые крайне негативные эмоции и относился откровенно негативно к Китаю. Однако в любом случае нельзя и игнорировать его свидетельства, тем более, что он утверждал, что международным наблюдателям, которые посещают китайские тюрьмы не дают по настоящему оценить положения дел там.
В любом случае, мы можем сделать предварительные выводы, что судебная и тюремная система в Китае довольно жестки и очень далеки от скандинавских европейских стандартов. Хорошо это или плохо судить сложно. Очевидно, необходимо принимать во внимание исторические, культурные и национальные особенности региона. Не думаю, что в данном случае обосновано для измерения и оценки азиатской сверхдержавы использовать европейские рафинированные шаблоны.
В конечном, итоге та судебная и тюремная система, которая имеется в Китае, по меньшей мере не помешала стать этой стране экономической и политической сверхдержавой. Тем более здесь надо отметить, что и Китай находится в постоянной эволюции, реформируя в том числе и систему исполнения наказания. Об одной такой реформе я расскажу в следующей части.
Илдар Баязитов