Чтобы понять общинную систему необходимо обратиться к истории формирования этой системы у татар. В дореволюционное время махалля у татар непосредственно была связана с понятием бистэсе (слобода). По сути, слобода представляла собой сеть разветвленных общин, которые формировались вокруг мечетей.
Наиболее известными татарскими слободами являются Старо-татарская слобода и Ново-татарская слобода в Казани. Поскольку Казань это столица Татарстана, столица татарского мира, поэтому, на мой взгляд, оправданно поговорить о том какой была Татарская слобода именно в этом городе.
Старо-татарская слобода (Иске татар бистэсе) это исторический район Казани, где с середины XVI века до середины XX веков, объединившись в махали компактно проживали казанские татары.
Слобода играла ключевую роль в истории татарского народа. В течении 400 лет она являлась одним из центров татарского мира. Именно на территории Татарской слободы Казани развивалась высокая татарская национальная культура, на ее территории открывались первые издательства, татарские средства массовой информации, знаменитые джадитские медресе. Татарская слобода также была центром международной торговли региона.
Сегодня историческая территория Старо-татарской слободы простирается от левого берега озера Кабан, Левобулачной улицы до улицы Нариманова, от улицы Камала до улицы Ахтямова.
Хорошо известна история образования этой слободы. После завоевания войсками Ивана Грозного столицы Казанского ханства в 1552 году, части татарского населения, которой, несмотря на кровавую резню, удалось выжить разрешили поселиться недалеко от Казани, за речкой Булак. В середине XVI века это был пригород, но прошли столетия и сначала этот пригород стал частью города, а к 20 веку и вовсе стал часть центра Казани.
Именно на этой территории в течение почти 400 лет и протекала татарская жизнь Казани. Конечно, после полного разрушения города и убийства его населения войсками Ивана Грозного, после потери государственности, татарское население могло навсегда покинуть город. Однако видимо надежда на лучшее будущее, тяга к своей исторической столице не позволяли татарам полностью отказаться от своего города, от своей столицы. Если не было возможности остаться в самой Казани, то они старались поселиться совсем рядом с ней. Так и образовалась в этом городе Татарская слобода.
Конечно, в течение многих веков по другую сторону Булака, где был Кремль, Черное озеро, университет, татары были чужими. Однако благодаря тому, что они смогли основать Татарскую слободу, которая стала частью Казани, город не потерял свое восточное, мусульманское лицо. Именно там сохранялась историческая память народа о том, что когда-то на кремлевском холме были красивые мечети – ханская, соборная и другие. Наверное, именно поэтому спустя 450 лет в Кремле была восстановлена соборная мечеть, получившая имя мусульманского амира Казанского ханства, сеида Кул Шарифа. И спустя почти 500 лет на кремлевском холме зазвучал азан, начали читать намаз. Сложно недооценить в сохранении этой памяти роль населения Татарской слободы Казани.
В связи с этим возникает закономерный вопрос: Каким образом население Татарской слободы сохранило за все это время свою культуру, свой уклад жизни? Если идеологической основой сохранения татарской нации стала религия ислам, то решающим социальным фактором стала выстроенная татарами общинная система махалля.
Махалля это соседская община, которая образовывалась чаще всего вокруг мечети. Именно по такой системе жили наши предки в не только татарской слободе Казани, но и других городах и населенных пунктов России.
Общины вокруг мечетей представляли собой настоящую сеть покрывавшую всю слободу. Мечети в этом районе строились на том расстоянии друг от друга, которое позволяло муэдзинам во время азана охватить всю территории слободы. В этом и сейчас можно убедиться, прогуливаясь по Старо-татарской слободе Казани: старые мечети расположены не на большом расстоянии друг от друга.
Жизнь дореволюционных махалля была во многом автономна и закрыта от посторонних глаз. Мало кто из чужаков мог попасть туда. Одному из немногих кому это удалось в начале XIX века, был профессор и ректор Казанского императорского университета, немец Карл Фукс. Благодаря тому, что он был врачом, он имел возможность посещать дома казанских татар. Он внимательно изучал татарское население слободы и в итоге в 1844 году он опубликовал первый научный труд, посвященный этнографии татар: «Казанские татары в статистическом и этнографическом измерении». В своей работе профессор отмечал, что ему очень нравится быт татар, особенно тишина и мир между женщинами. Он отмечал опрятность, чистоту и порядок в татарских семьях.
Благодаря системе махалля татарам удалось сохранить традиционный уклад своей жизни вплоть до 20 века. Однако махалля это только одна сторона татарской дореволюционной жизни – ее приватная сфера. Для функционирования махали – достатка семей, строительства домов, содержания мечетей и медресе необходимы были немалые денежные средства. И источником этих средств была торговля. Центром этой торговли стал большой восточный базар, который располагался на территории Татарской слободы – на Сенной площади. Именно Сенной базар, на котором торговали татарские купцы и обеспечивал во многом доходы населения многочисленных татарских общин.
«Уже с утра кипит, шумит базар,
Купцы усердно щупают товар.
И продают, и покупают там:
Кто обманул, а кто обманут сам…»
(Г. Тукай о Сенном базаре)
Следует немного рассказать об этом особенном месте. Сенная площадь – это старое название площади в Забулачье между нынешними улицами Московская, Камала, Столбова и Парижской Коммуны. Сейчас здесь автозаправочная станция и сквер со скульптурой рабочих. По мнению некоторых исследователей, это был самый северный в мире Восточный базар.
Как отмечают историки, впервые Сенная площадь появляется на новом регулярном плане Казани 17 марта 1768 года. Первоначальное ее название по регулярному плану было «Конная и Сенная», поскольку в западной части торговали лошадьми, а в восточной – сеном. Со временем первая часть названия отпала, и площадь стали просто называть «Сенной».
Сенной базар стал настоящим ядром татарской части города, местом, где сохранялся ярко выраженный восточный колорит. Вид базара сформировался окончательно, когда в середине XIX века на Сенной площади построили Соборную мечеть (тогда ее назвали Сенной, сейчас она носит имя Нурулла).
Интересна история возникновения этой мечети. В 30-е годы XIX века большое влияние Татарской слободе приобрели сыновья купца Мухаметрахима Юнусова, Габдулькарим (1767-1821) и Губайдулла (1776-1842). Идея возвести мечети принадлежала младшему брату, который однажды во время намаза пришел на базар и обратил внимание, что очень многие татары, поглощенные торговлей, игнорируют общественную молитву. «Как уговорить этих горожан читать молитвы?» – задался вопросом Губайдулла Юнусов. Так и возникла идея о постройке базарной мечети.
Рядом с мечетью стали строить караван-сараи доходные дома, лавки, чайханы, бани и ремесленные мастерские. В 1818 году, как сообщают историки, на Сенном базаре действовало 83 лавки: татарам принадлежало 44, русским – 39. Самым крупным их владельцем был купец 1-й гильдии Юнусов, ему принадлежало 20 лавок. Торговали на базаре почти всеми видами продовольственных и промышленных товаров.
Громкие голоса предприимчивых торговцев завлекавших в свои лавки прохожих и обилие ярких вывесок создавали атмосферу настоящего Восточного базара. Здесь обменивались новостями, расспрашивали приезжих купцов о дальних странах, в многочисленных чайхана можно было встретиться с друзьями и отведать в ней вкусные татарские блюда.
В начале 20 века в номерах гостиниц на территории Татарской слободы, которые располагались рядом с базаром, размещались редакции журналов и газет. Например, в «Апанаевском подворье» организовалась контора Торгового Товарищества «Китап», в которой экспедитором одно время работал Г. Тукай; в номерах гостиницы «Амур» находилась редакция газеты «Кояш», в номерах гостиницы «Караван-Сарай» – редакция газеты «Азат». В гостиницах Татарской слободы жила национальная татарская интеллигенция, а Сенная площадь стала настоящим общественным центром татарского народа. Одним словом красива и самобытна была жизнь мусульманских общин в Старо-татарской слободе до революции.
Наследие этой жизни мы видим как в культуре татарского народа, так и в архитектурном облике Казани. Если бы не было татарских мусульманских общин, то не было бы и татарской городской культуры, не было бы мечетей и медресе, не было бы домов татарских купцов и рядовых жителей слободы. Да что там говорить – сам татарский народ не смог бы сохраниться, если бы не удалось создать систему махалли.
Илдар Баязитов