Жизнь очень многообразна. Бывают разные моменты в жизни, и порой радости идут вперемежку с печалями и горестями. Что ж поделать, так устроен мир. Но как часто, мы забываем про благодарность Всевышнему Аллаху, когда переживаем счастливые моменты в жизни, и начинаем жаловаться на судьбу при малейших трудностях, тогда как мусульмане должны знать, что, в любом случае, терпение и упование на Аллаха помогут ему в самые трудные минуты жизни, а благодарность Творцу увеличат его радостные мгновения.
Ведь сказано в хадисе:
«Сколь удивительно положение верующего! Поистине, все в его положении является благом для него, и никому (не дано) этого, кроме верующего: если что-нибудь радует его, он благодарит (Аллаха), и это становится для него благом, если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом». (Муслим)
Когда задумываешься над этими словами нашего любимого пророка, то невольно вспоминаешь разные эпизода из своей собственной жизни и в очередной раз убеждаешься в их истинности. Действительно, только благоразумие, сдержанность, правдивость, терпение, благодарность красит любого верующего. А обратные качества только его извращают.
Эти прописные истины знают все, но знания, которые пишутся в книгах, рассказываются во время многочисленных проповедей, увы, не всегда проникают в сердце, а зачастую просто игнорируются, по причине небрежного отношения многих к своему внутреннему состоянию. Становится страшно за нас за всех, ибо нам предстоит однажды держать ответ за все деяния. Что же мы сможем ответить Господу, когда нам покажут все наши поступки, среди которых, без сомнения много нелицеприятных.
В повседневной суете, нам кажется, что мы решаем какие-то важные проблемы, спешим, торопимся, а на самом деле, часто забываем, что основная наша задача, как верующих людей, это забота о будущей жизни. Сейчас, когда мы живы, когда мы еще, что-то можем сделать, пока нам позволяет здоровье, мы должны совершать как можно больше благих дел, ради Лика Всевышнего Творца.
Для многих забота об ахирате ограничивается наспех прочитанным намазом и в лучшем случае попутным прослушиванием проповедей на автомобильной магнитоле. Но надо понять, что эти проповеди или Коран тиражируются на различных носителях не для фона, а для внимательного прослушивания и размышления. Наша богобоязненность не должна выпячиваться звучаниями Священных аятов в качестве рингтонов на мобильниках. Свое приближение к Всемогущему Аллаху мы сможем осуществить только при помощи искреннего поклонения.
Многие дела, ради которых мы суетимся очень скоро потеряют свою актуальность, кроме тех, которые совершались ради Аллаха, за них, инша Аллах, верующие получат награду, которую обещает Творец в Священном Коране.
Не ошибусь, если скажу, что подавляющее большинство даже не замечают то, что активно занимаются такими отвратительными занятиями как сплетня и хула. А ведь Аллах Всевышний в Коране предостерегает от этого:
«Не подглядывайте и не злословьте [за спиной] друг друга. Разве захочет кто-либо из вас есть мясо вашего покойного брата? Омерзительно вам это! Так бойтесь же Аллаха. Истинно, ведь Аллах – Принимающий покаяния, Милосердный». (Сура «Аль Худжурат», 49:12)
А еще Аллах сказал:
«Горе всякому клеветнику, хулителю». (Сура Хулитель, аят-1).
Также Всевышний Аллах сказал:
«О те, которые уверовали! Берегитесь многих мыслей! Ведь некоторые мысли — грех; и не выслеживайте, и пусть одни из вас не сплетничают о других. Разве пожелает кто–нибудь из вас есть мясо своего брата, когда он умер? Вы ведь почувствовали отвращение. Бойтесь же Аллаха, — ведь Аллах — Принимающий покаяние, Милостивый!» (Сура Комнаты, аят-12)
Кроме того, Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и да приветствует), говорит в хадисе:
«Сплетник не войдет в рай».
В другом хадисе говорится: от том, что Расулюллах (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:
«Сплетни хуже, чем прелюбодеяние». Сахабы спросили: «О Расулюллах! Как сплетни могут быть хуже, чем прелюбодеяние?» Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Если человек, совершивший прелюбодеяние, попросит прощения, Аллах простит его, а сплетник не будет прощен, пока его не простит тот, о ком он сплетничал». (Байхаки)
Яхъя сын Аксама, исламский учёный, сказал:
«Сплетник хуже колдуна, ибо то, что колдун делает за месяц, сплетник способен сделать за час». Также он сказал, что деяния сплетника губительнее козней сатаны, ибо сатана наущает скрыто, а сплетник действует открыто."
Приведенные аяты Корана и хадисы, что говорится на слуху, то есть они очень известны почти каждому мусульманину, но это не мешает нарушать их и регулярно сплетничать. Это как неизлечимая болезнь, которая как жук-точильщик поедает наши сердца изнутри. Нам все же, как бы трудно это не было необходимо отстраняться от этого мерзкого занятия. Пора нам вспомнить, что мусульманин должен быть примером для окружающих. Ислам воспитывает в человеке лучшие качества, такие как доброта, милосердие, сочувствие.
Нас должны радовать, а не огорчать успехи других. Мы должны научиться обращаться с мольбами к Аллаху за других. И это, без сомнения, требует постоянной работы над собой, но это стоит того, потому что ничего нет важнее в жизни, чем получения довольства Всевышнего Аллаха. А довольство Творца мы сможем заслужить лишь искренним поклонением, которое заключает в себе и сопереживание за других.
Только после того, как мы научимся радоваться за других, у нас откроется дар истинного сопереживания, наличие которого даст возможность оказывать помощь ближним не для похвалы или каких-либо других бонусов, а для только лишь довольства Аллаха. И это очень важно, ведь человек, который достигнет такой высокой ступени в поклонении, может рассчитывать на милость Всевышнего в Судный День.
Человек должен научиться быть щедрым, а щедрость означает способность жертвовать дорогим для тебя имуществом для людей, которые в этом нуждаются, ничего не ожидая взамен. Вот как Аллах говорит об этом в Коране: «Они дают пищу бедным, сиротам и пленникам, хотя и сами нуждаются в ней, [и говорят]:
«Мы даем пищу, только чтобы угодить Аллаху, и не хотим от вас ни вознаграждения, ни благодарности. Ведь мы страшимся Господа своего в тот мрачный, гневный День». Аллах избавил их от бедствий того Дня и одарил их процветанием и радостью». (аль-Инсан, 8-11)
«Не скупись, словно твоя рука прикована к шее, и не будь непомерно щедрым, а не то тебя будут порицать, и будешь ты печалиться». (аль-Исра,29)
В хадисах говорится:
«Всевышний Аллах Щедр, и любит каждого, кто щедр. Он любит благонравных и не любит того, чей нрав скверен». (Суюти, I , 60)
«Всевышний Аллах Чистый, а посему любит все благое и чистое. Он Щедр и любит того, кто щедр и добр...» (Тирмизи, Адаб, 41/2799).
Щедрость души нашей это то, что очень нужно сегодня нашей умме. Стремление к постоянному удовольствию и удовлетворению сугубо своих эгоистичных желаний стало частью жизни и многих мусульман. Однако именно жертвенность это то, что не хватает нашему обществу. Люди забыли, что означает жертвенность, это слово практически стало негативным в современном языке. Однако уметь жертвовать своим временем, душевным силами, материально, эмоционально, является тем необходимым, в чем нуждается наше общество. Жить только своими интересами это отказываться от того высокого призвания, которым наделен человек.
Мы сегодня уделяем много времени и внимания тому, чему не следует. При этом забываем о по-настоящему важных вещах. Всевышний подарил нам великое счастье приблизиться к истине, к исламу, не иссекаемому источнику блага для всех людей. Однако порой мы не ценим этой возможности, этого преимущества, который есть у мусульман.
Большим счастьем является то, что сегодня все больше мусульман мы видим в мечетях, наша религия вновь получает признание, однако одна из важнейших составляющих мусульманской жизни – исламская этика сегодня еще плохо среди российских (и не только) мусульман развита.
Наверное, для этого нужно время, потому что этика – это особенное явление, по-настоящему ей можно научиться только через пример. А для того, чтобы через личный пример научить новое поколение мусульман правильному поведению нужна традиция как непрерывная прямая передача знания от ученика к ученику.
Мы сколько угодно можем читать книги, однако вести себя в соответствии с духом ислама сможем только после того как эти знания станут частью нашего характера, которые заложены с детства. По-настоящему мусульманская этика будет определять нашу жизнь не тогда, когда мы просто будем знать, что надо поступить тем или иным способом в той или иной ситуации, а когда мы не сможем просто поступать иначе, когда в нашей голове просто не возникнет других вариантов поведения, когда этика станет частью психологии каждого из нас. Такие вещи порой сложно объяснить словами, это надо чувствовать. То, что сегодня нам приходится объяснять мусульманам о необходимости жертвенности самый яркий тому пример. Конечно, мусульмане читают в книгах об этом, однако воспитаны и окружены большинство российских мусульман совсем другой культурой, живой пример в жизни (чаще всего подсознательно) прививает им пример того, что ориентация только на свои интересы, только на свое благо это нормально.
Сегодня мусульмане смогут исправить свое положение, если всерьез задумаются о том, что мало следовать букве закона, дух ислама, который мы видим на примере нашего Пророка, сахабов, мусульманских праведников, является не менее важным. Терпение, жертвенность, чистота наших высказываний, благонравие – этого всего очень не хватает современным мусульманам. Не надо забывать, что именно по нам судят об исламе вообще, и наше поведение – это часть нашего дагвата.
Илдар Баязитов