Тема религии в тюрьмах не может не потерять актуальности ни в какое время. Именно в тюрьме у человека довольно часто происходит переосмысление жизни, поиск новых духовных ориентиров и ценностей. Для того, чтобы человек смог исправиться с ним должно произойти и духовное очищение, а не просто осознание того, что правонарушение, которое он совершил вредит обществу. То есть мы говорим о более фундаментальном положительном изменении человека. На самом деле, простое осознание преступником незаконности его прошлых действий с точки зрения прописного закона вовсе не гарантирует, что такого правонарушения с этим человеком не повториться в будущем. Чтобы избежать рецидива преступления необходимо, чтобы с человеком произошло гораздо более глубокое ценностное изменение на духовно-нравственном уровне.
В первой части о важности религиозного воспитания в системе исправления преступников я хотел бы обсудить один ключевой исторический момент в истории нашей тюремной системы, который лучше всего проиллюстрирует мой тезис о том, что традиционные религиозные ценности могут быть крайне полезными в профилактики рецидива. Пример, о котором я собираюсь поговорить, можно назвать примером «от противного» - то есть увидеть к чему приводит ситуация, когда религиозную составляющую удаляют из системы исправления правонарушителей.
Советская борьба с религией
Надо сказать, что церковь всегда присутствовала тюрьмах России в царское время. Однако ситуация кардинально изменилась после революции 1917 года. Это было связано с политикой не только по отделению церкви от государства, но и с непосредственной борьбой с религией как таковой – то есть пропаганды атеистического мировоззрения. Если раньше религиозное воспитание осужденных было одним из элементов по исправлению преступников, то после того как большевики пришли к власти началась антирелигиозная пропаганда как в стране в целом, так и в тюрьмах в частности.
Советская власть предприняла всевозможные усилия, чтобы не допустить влияния религиозных взглядов на осужденных. С этой целью даже создавались специальные Распределительные комиссии, в которые входили начальники тюрем и оперативных частей, тюремные педагоги, представители антирелигиозных общественных групп и прочие ответственные лица, стремящиеся победить религию.
В тюрьмах была крайне активна деятельности Союза воинствующих безбожников – общественной атеистической организации, которая действовала в стране Советов с 1925 по 1947 годы и ставила своей целью борьбу с религией. Деятельность этого Союза распространялась в первую очередь на заводы, учебные заведения и колхозы, однако, само собой и тюрьмы были под особым вниманием этого Союза безбожников.
Тем более, что именно в тюрьмах в то время оказалось большое количество религиозных деятелей, поскольку советская власть жестко боролась с религией и большинство христианских священников, имамов и представителей других религий оказались за решеткой. Как итог, именно в тюрьмах оказалась наибольшая контракция религиозно-грамотных людей, которые на фоне депрессивных и подавленных нестроений арестантов, могли оказывать большое влияние на заключенных. Советская власть этого боялась и поэтому вытеснение религии из тюрем имело для большевиков особое значение.
Такое резкое и жесткое выдавливание религии из жизни людей не могло пройти без последствий для общества. Тем более если мы говорим о вытеснении религии из тюрем. Как я писал раннее, ключевой поворот в увеличении влияния тюремной и криминальной культуры на наше общество произошел именно в раннее советское время – когда через систему ГУЛАГа прошли миллионы людей. Такой огромный просев населения через тюремное решето не могло не отразиться на обществе. Тем более, если принять во внимание тот факт, что из этого решета был насильно удален самый важный исправительный элемент – религиозное воспитание.
Скорее всего пагубное влияние криминальной культуры на наше общество было бы меньшим, если бы прошедшие тюремные застенки люди также получили бы хорошее религиозное духовно-нравственное воспитание. В конечном итоге, пример скандинавских тюрем говорит нам о том, что не сама тюрьма как таковая портит человека, сколько порядки, которые там царят. В советской России, особенного раннего периода, конечно, невозможно было представить таких же условий как в современных североевропейских тюрьмах.
Однако тяжелые условия содержания арестантов относительно проще было бы компенсировать, если бы люди там могли получить хорошее религиозное воспитание.
На мой взгляд, поворотная точка, которая в негативную сторону изменила тюремную систему нашей страны было именно вытеснение оттуда религии. Эта ранне-советская, а если говорить точнее сталинская система, которая тысячами репрессировала мусульманское и христианское духовенство и жестко боролось с традиционными для нашей страны религиями, то есть традиционными для нашей страны ценностями, нанесло самый мощный удар по социо-культурной ситуации в пенитенциарная системе страны.
Неэффективность исправления преступников, а также последующее негативное влияние ценностей и культуры тюремной среды на наше общество было заложено именно вытеснением и недопущением традиционных религий в советское тюрьмы. К большой радости современная российская власть эту ошибку советской системы не только осознала, но и предпринимает серьезные усилия, чтобы вернуть фактор традиционных для нашей страны религиозных ценностей в систему исправления преступников (о чем я подробнее расскажу в дальнейшем).
Ведь пример выхолощенной от наших традиций и духовно-нравственных ценностей советской тюрьмы наглядно продемонстрировал, что именно такая среда с большой долей вероятности будет рождать безнравственных маргиналов для которых не имеют значения такие вещи как высокая мораль, национальная культура, религия, родина. Наглядным таким примером стали позднесоветское и постсоветское время, когда страна оказалась в кризисе. Уличная хулиганская культура, которая формировалась под влиянием культуры тюремной и при непосредственном участии бывших заключенных быстро попыталась монополизировать власть в стране.
Это было время безыдейное, когда культивировались только деньги и материальные блага, неважно каким образом полученные, так как законность перестала быть мерилом правильности. Последствия того времени мы чувствуем сегодня; и заложены эти проблемы были, на мой взгляд, в тот момент, когда на советском государственном уровне произошел отказ от религии, что привело к полному вытеснению религиозного воспитания из тюрем, то есть мест, которые прошли миллионы и миллионы наших граждан и которые впоследствии перенесли многие воровские представления и криминальные ценности из тюремной среды в наше общество.
Если мы сегодня поставим вопрос о том, почему важно религиозное воспитание в наших тюрьмах, то получим ответ из нашего прошлого. Ведь мы видим, что изъятие в раннесоветское время религиозного воспитания из исправительной системы страны привело не просто к тому, что эффективность перевоспитания оказалось низкой, но и привело к гораздо большим последствиям – это изъятие религии из процесса перевоспитания правонарушителей в значительной степени сформировала такую тюремную культуру, которая оказала пагубное влияние на советское/российское общество в период кризиса государства. Таким образом, у нас есть все основания думать о том, каким образом и в каком форме традиционные религиозные ценности, традиционные религии могут уже сегодня оказать помощь в исправлении преступников.
Илдар Баязитов