Как я отметил ранее, конечно, мы имеем примеры стран, которым удалось выстроить относительно успешную и эффективную тюремную систему без активного использования религиозного воспитания. Однако, какой бы продуктивной эта система не была, это вовсе не означает, что все страны должны в точности копировать эту скандинавскую модель. Как я уже отмечал, низкий религиозный фактор в перевоспитании преступников в Европе связан прежде всего с историей этого региона – европейским пониманием гуманизма, а также пониманием того, какое место должна занимать религия в жизни общества и государства. Однако не все государства и общества прошли аналогический путь.
Во-первых, акцент на повышении качества жизни в тюрьмах как один из важнейших путей в перевоспитании преступников, который делают в Скандинавии происходит на фоне роста уровня жизни граждан этих стран в последние несколько десятков лет. Совершенно очевидно, что невозможно делать из тюрем подобие хороших отелей при низком уровне и качестве жизни остальных членов общества. Более того, это может привести и к обратному эффекту – увеличению количества преступлений, поскольку для некоторых членов общества содержание в местах заключения окажется более привлекательным нежели жизнь на свободе.
Таким образом, простым точечным повышением уровня жизни мы не решим проблему перевоспитания преступников. Одновременно с этим, конечно же, даже при не высоком уровне жизни в том или ином государстве, в местах заключения необходимо создавать человеческие условия содержания преступников. То есть такие условия, которые бы не приводили к еще большой озлобленности человека, не маргинализировали его и не культивировали в нем тюремные понятия и криминальный образ жизни. Последнее имеет особое значение и подводит нас к мысли о важности духовно-нравственной составляющей в перевоспитании преступника.
Ведь – и это пойдет у нас вторым пунктом – во многих обществах мира роль религии по-прежнему сильна и является важной идейной основой культурной и духовно-нравственной жизни. В свое время первый Президент Татарстана Минтимер Шаймиев сказал верную мысль – «конечно, религия отделена от государства, но религия не отделена от общества». Это очень важное замечание, потому что любой преступник это также член общества своей страны – он воспитан в этой культуре и для него в той или иной степени могут быть важны символы и ценностей (в том числе религиозные), которые имеют в его обществе высокую популярность. Не воздействовать через такие ценности и символы на правонарушителя при его перевоспитании это отказаться от важнейшего инструмента исправления сознания арестанта.
Кроме того, если мы признаем, что религия это естественная часть общества, то сознательно удаляя ее из процесса воспитания заключенных, мы признаем, что европейский путь отношения к религии является единственно верной и необходимой для копирования. Однако корректно ли во всем копировать западные подходы? На мой взгляд, нет. Все страны по своему уникальны и имеют свои культурно-исторические, а также социально-экономические особенности, не учитывать которые как минимум ошибочно, а как максимум вредно.
Таким образом, религия обязательно должна рассматриваться как один из важнейших элементов системы исправления преступников. Монотеистические религии это база общечеловеческих традиционных ценностей без которых невозможно представить человечество вообще. Само понятие добра и зла как мы это понимаем сегодня определенно Всевышним через монотеизм. Именно потеря человеком ценностных ориентаций и четких представлений о том, что такое добро и что такое зло привело современное общество к ситуации духовного кризиса.
Сегодня все больше популярным становится тезис о том, что все в мире относительно – относительно и добро, относительно и зло. Назовем такой подход теорией социальной относительности. Сторонники такого подхода считают, что нет таких понятий как хорошо и плохо, ведь, что хорошо для одного, то плохо для другого и наоборот. Что это сами люди формируют представление о том, что можно считать хорошим, а что нет, поэтому религиозные точки зрения на этот вопрос, также являются всего лишь одними из мнений. Это стало походить на некоторую социальную болезнь, потому что размывание границ убило понятие традиционных ценностей, сделав эти ценности маргинальными.
Именно размывание таких границ привело к тому, что их стали заменять другими ценностями. Не все они на 100 процентов плохи, некоторые даже максимально приближены к традиционным монотеистическим ценностями. Например, несколько лет назад малазийские исследователи провели изучение того, в каких странах мира в большой степени реализуются мусульманские представления о социальной справедливости. Неожиданным результатом стало то, что в первую десятку не вошло ни одной страны с доминирующим мусульманским населением. Государствами, в которых на практике лучше всего реализуются исламские представления о справедливости оказались Швеция, Норвегия, Нидерланды, Дания и Финляндия.
Однако даже приближение по некоторым параметрам североевропейских представлений о том, как надо организовывать жизнь общества, к традиционным монотеистическим ценностям не может быть аргументом для отказа от этих ценностей. Лучше в полной мере возрождать традиционные религиозные ценности не тратя время на поиски наиболее приближенных к нему заменителей. В любом случае Истина лучше любых попыток частично ее скопировать, надо ориентироваться на оригинал, а не на отдаленные копии. Тем более, что, на самом-то деле, в большинстве стран оттеснение религии не привело к социальному благополучию. Североевропейские страны, в этом смысле исключение.
В большинстве же стран вымывание традиционных ценностей привело к появлению вакуума, который заполнился самыми разными суррогатными идеологиями, в том числе и экстремистскими и криминальными, которые заняли заметное место в некоторых сообществах. Именно по этой причине сегодня как никогда актуально вернуть роль традиционных религиозных ценностей в наше общество и тюремная среда в этом отношении место одно из приоритетных, ведь как я описал ранее, именно вытеснение религии из перевоспитания заключённых в советские годы было одной из причин, почему тюремная среда так пагубно повлияло на наше общество в последствии. Таким образом религиозное духовно-нравственное воспитания в местах заключения это не только вопрос, касающийся решения проблем рецидивной преступности, но и вопрос, который имеет широкое общественное значение.
Илдар Баязитов