Скандинавия это особый регион северной части Европы, центром которого является Скандинавский полуостров. Строго географически, то есть к Скандинавскому полуострову относятся Швеция и Норвегия. Однако если говорить о Скандинавии как историко-культурном регионе, то к ней также относят такие страны как Дания и Исландия, а также Финляндия. Эти североевропейские страны в социально-экономическом плане считаются одними из самых благополучных в мире. Это касается и такого показателя как уровень преступности в этих странах.
Например, по данным Управления ООН по наркотикам и преступности, которые в 2012 году собрали и обобщили информацию о преступности во всех странах мира за период между 1995 и 2011 годов, по такому показателю как количество убийств на 100 тысяч человек, именно скандинавские страны являются одними из самых безопасных. Из 207 стран, которые попали в рейтинг, Исландия оказалась на 204 месте с 1 убийством на 100 тысяч населения, Норвегия на 197 месте с уровнем 29 убийств на 100 тысяч населения, Дания на 184 месте с уровнем 47 убийств, Швеция на 179 с 91 убийствами на 100 тысяч человек, ниже всех расположилась Финляндия с уровнем убийств 118 человек на 100 тысяч человек.
Такие же низкие показатели у этих стран и по уровню преступности, в целом. В первые 30 самых благополучных стран по этому показателю вошли Исландия (4 место), Норвегия (11 место), Дания (24 место) и Швеция (29 место), Финляндия и здесь чуть поодаль от своих скандинавских соседей – она расположилась на 67 месте, впрочем учитывая, что в рейтинге участвует 207 стран, то это тоже очень хороший показатель.
Следствием низкого уровня преступности оказалось то, что все скандинавские страны находятся в самом конце мирового списка и по количеству заключенных на 100 тысяч человек.
Норвегия занимает 170 место с 74 заключенными на 100 тысяч норвежский граждан, всего там 3 933 человек находятся в тюрьмах, Дания на 188 месте с 58 заключенных на 100 тысяч датчан при общей численности заключенных в 3 418 человек. В Швеции и Финляндии одинаковый уровень числа заключенных – 57 человек на 100 тысяч.
Соответственно Швеция находится на 192 месте в мире по этому показателю при 5 362 заключенных, а Финляндия на 193 месте при 3174 сидящих в тюрьмах. Самый низкий показатель у Исландии – 38 заключенных на 100 тысяч человек, всего там только 131 человек находятся в тюрьмах. Напомню, что в США, которая держит уверенное первое место в мире по этим показателям – 700 заключенных на 100 тысяч американцев, а в России (15 место в мире) 475 заключенных на 100 тысяч россиян.
В чем секрет таких цифр в Скандинавии? Главный ответ на этот вопрос в том, что тюремная система в этих странах работает на уменьшения шансов на рецидивы. Например, в скандинавских тюрьмах заключенные имеют возможность получить среднее и даже высшее специальное образование. Кроме того, после освобождения вопросами трудоустройства отсидевших занимаются специальные службы. Следствием такого подхода стало то, что при выходе из тюрьмы бывшие заключенные имеют высокие шансы найти работу. То есть тюремная системы этих стран выполняют свою основную функцию – не просто наказывать, но исправлять – как итог, низкий показатель рецидивов.
Например, в Норвегии только 20 процентов отсидевших вновь попадают в тюрьмы. В Исландии рецидивистов 25 процентов. В Дании, Швеции и Финляндии эта цифра колеблется в районе 30 процентов. В России, напомню, эта цифра приближается к 90 процентам. Эти цифры лучшее свидетельство того, что система, которая направлена не на наказание, а на исправление правонарушителя, оказывается наиболее эффективной.
Тюрьмы в скандинавских странах вообще мало похожи на тюрьмы в российском или американском понимании этого слова. Они скорее напоминают отели, где все направлено на удобство заключенного. Например, в камерах есть душ, телевизор и мини-холодильник. А в некоторых, например, норвежских тюрьмах есть свои звуковые студии, кулинарные курсы и отдельный гостевой дом для родных заключенных, которые приехали навестить родственника, отбывающего наказание. В одной из тюрем, которая называется Хальден, нет не только решеток, но у охраны нет наручников и даже оружия. И при всем при этом в этой тюрьме не было ни одной попытки бунта и побега.
Норвежские и шведские тюрьмы как правило небольшие и рассчитаны на количество не больше 100 человек на одну тюрьму. Практически во всех странах Скандинавии в тюрьмах есть не только спортивные залы и просторные прогулочные, но и прачечные.
Важный момент в подготовке заключенных к жизни на свободе – примерно за полгода до освобождения заключенные переезжают в специальные дома (half-way houses), где нет серьезных ограждений и где их целенаправленно готовят к выходу на свободу. Конечно, такие условия предполагают серьезные финансовые вливания. В богатой нефтью и газом Норвегии на содержание одного заключенного в день тратится около 200 евро, поэтому они могут себе позволить такие эксперименты. В России же на содержание одного заключенного в день тратится не больше 100 рублей (полтора евро), поэтому просто скопировать норвежский опыт в российских условия невозможно.
Что касается сроков, то в Швеции и других скандинавских странах система заточена давать небольшие сроки. Исключением является убийство человека – за него предполагается пожизненное заключение. К концу 2000х годов 170 заключенных в Швеции отбывали пожизненный срок за убийство.
В более мягкой судебной системе, по всей видимости, и заключается принципиальное отличие скандинавской системы от американской, где наоборот стремятся дать максимально большие сроки.
Эффективность скандинавской тюремной модели, безусловно, привлекает внимание специалистов из других стран мира. Однако совершенно очевидно, тюремная система Скандинавии это только один элемент большой и сложной социальной модели этого региона. Высокий уровень жизни, высокие доходы, справедливое распределение социально-экономических благ, высокий уровень инфраструктуры – все это в совокупности дает такую систему, которая позволяет создавать такие эффективные и гуманные тюрьмы. Просто невозможно ввести такую пенитенциарную систему, не подтянув другие социально-экономические показатели развития общества.
Илдар Баязитов