После общего обзора состояния тюремной и судебной систем наиболее крупных странах мира, а также уровня преступности в них, которые я сделал в предыдущих публикация, думаю, можно кратко сделать некоторые общие выводы и перейти к новой теме – о потенциальной роли религии в исправлении арестантов или новой философии исправления преступников. Для начала еще раз сделаем некоторые выводы относительно международного опыта и прежней философии, которая стояла за рождением тюрем современного типа.
Об условности статистики и рейтингов
Конечно, цифры один самых удобных, но и самых сложных предметов для анализа. Удобных, потому что опираясь на количественные данные мы можем делать сопоставления и выявлять, какие-то корреляции. Однако сложность заключается в первую очередь в том, что официальные количественные данные по некоторым странам могут не соответствовать действительности, но самое главное – порой не так легко понять, что именно говорят нам те или иные цифры.
Например, мы знаем, что тюремная система Китая довольно суровая, однако, если сравнивать ее с другими странами мира, уровень преступности в этой стране довольно низкий. Что это значит? Первое, что приходит на ум – это сказать, что для азиатской страны суровость наказания это действительно сильный сдерживающий фактор для потенциальных правонарушителей и что для Азии жесткость наказания является нормой.
Однако, такое стереотипное мышление не поможет нам разобраться в сути вопроса. Например, возможно низкие цифры преступности это скорее результат того, что в относительно закрытой для внешнего мира стране система подсчета уже на региональном уровне может выдавать желаемое за действительное, тем более в условиях социалистической конкуренции за показатели на местном уровне.
Кроме того, на цифры по уровню преступности может влиять и такие факторы как эффективность работы правоохранительный органов, жесткость судебной системы и, в конце концов, законодательство – ведь порой одно и тоже действие в одной стране квалифицируется как преступление, а в другой нет. Самый яркий тому пример это легализация марихуаны в некоторых странах Европы. Однако в ряде государств Азии, например в Северной Корее, за продажу марихуаны человеку грозит очень большой тюремный срок.
Если продолжить разговор о субъективных социально-культурных факторах, то к такой же неоднозначной теме относится и затронутый ранее вопрос о частных тюрьмах. Возможно, для таких центров капиталистического мира как англо-саксонские страны США и Великобритания эта практика является приемлемой. Но ее гораздо сложнее осуществить в коммунистическом Китае.
Одним словом, когда мы говорим о таком старом и сложном международном явлении как тюремная система, то просто невозможно не брать во внимание множество субъективных региональных, культурных и социально-экономических факторов. Поэтому вместо того, чтобы обсуждать цифры (тем более цифры и рейтинги мы уже успели подробно изучить) я хотел бы поговорить о философской природе появления современных тюрем.
О Новом времени и тюрьме
Наверное, начать надо с того, что тюрьма в современном ее понимании явление относительно новое и связано с тем, как в европейской культуре формировались представления о норме и ее нарушении, а также о том, каким образом контролировать наказанных нарушителей нормы. Особенность Нового времени, которое пришло после Средних веков (это период с 5 по 15 столетия) и длилось с 16 по начала 20 веков, заключалась в том, что тогда стало меняться внимание к роли человека. Если в Средневековье порой за мелкие преступления королевская власть могла устроить публичную казнь для человека, чтобы устрашить поданных и продемонстрировать свою силу, то с наступлением Нового времени ситуация начинает меняться.
Дело в том, что в социо-экономической сфере Новое время проявилось в первую очередь в промышленной революции. Растущие заводы постепенно привели капиталистов к мысли о важности человеческого трудового ресурса. Новому капиталистическому миру нужны в первую очередь здоровые и работоспособные граждане, труд которых будет приносить промышленникам доход. Это нашло отражение и в том, какими стали нововременные тюрьмы.
На мой взгляд, ключевым изменением стало осознание того, что в тюрьме человек должен не просто быть наказан, но и исправлен, чтобы вернуться в общество и стать частью капиталистического мира – трудиться и приносить пользу.
Поэтому с одной стороны, тюрьмы стали гуманнее в сравнении со старыми темницами, в которых люди сидели в заточении и погибали. А, с другой стороны, там повысился контроль над заключенными (самый яркий пример это рассказанная раннее история о создании тюремных зданий-паноптикумов), ведь контроль необходим, чтобы избегать беспорядков, побегов, убийств, самоубийств и прочих членовредительств. Одним словом, появление контроля и регламентация пребывания в местах заключения арестантов это и есть появление тюрем в современном понимании.
Необходимость контроля и регламентации было вызвано именно тем, что на свободу должны были выйти здоровые и исправленные граждане.
Такая благая цель являлась следствием рациональности Нового времени – капитализму нужны были здоровые и готовые приносить новому промышленному миру сверхприбыли. Все те кто мешал полноценному функционированию такого общества должны были быть изолированы в тюрьмах, пока они не будут готовы встать на путь исправления, чтобы вернуться на свободу.
Религиозная картина мира и гуманизм
На мой взгляд, принципиально важным стало именно то, что в Новое время появилось представление о том, что тюрьма должна исправлять. В наше Новейшее время (с начала 20 века до наших дней) это представление получило дальнейшее распространение, во многом благодаря усилению гуманистических представлений, который и были рождены во время Новое.
И здесь есть одна тема, которая имеет для нашего дальнейшего исследования тюремной тематики особое значение.
Связана она с тем, что гуманизм родился через противопоставление религиозным представлениям, которые доминировали в Средние века. Дело в том, что гуманизм, который появился в Новое время, стал плодом борьбы философов с доминировавшей в том обществе мировоззренческой картиной мира, где в центре всего находится Бог и все действие человека были должны быть направлены на достижение Его довольства.
Философы Просвещения 18 века же настаивали на том, что в центре должен находится человек, и все что делается в обществе должно было быть направлено на пользу человека. Век Просвещения стал интеллектуальным пиком Нового время и определил в культурно-философском плане то, как будет выглядеть Западное общество сегодня. В частности, западная борьба за права человека стала результатом рождения гуманизма. И эта борьба выразилась в том числе и в том, каким образом стали организовывать тюрьмы сегодня. Описанная раннее тюремная система в Скандинавии и Нидерландов является лучшей иллюстрацией такого гуманистического подхода.
Однако здесь необходимо иметь ввиду специфику того времени. Сегодня мы понимаем, что права человека вовсе не обязательно могут быть реализованы если в центра нашего мировоззрения не будет Бога. Скорее наоборот, само противопоставление гуманизма и религии является ложным, потому в действительности в религии права человека могут защищены в наиболее полной мере.
Я думаю, что такое противопоставление гуманизма и религии было результатом борьбы европейских церквей и научных центров (университетов) в 17-18 веках. То есть это не конфликт религии и гуманизма, а институциональная борьба церкви и университета. И это очень важно понимать, если собираемся говорить о роли религии в исправлении человека сегодня. Так как нельзя переносить специфические особенности того времени на современные реалии. Конечно, с одной стороны нельзя не игнорировать того факта, что гуманистическое мировоззрение довольно сильно повлияло на ценности современного западного общества и в том числе на то, почему во многих странах Западной Европы создают такие комфортные условия для человека в тюрьмах, что большинство людей, которые оттуда выходят на свободу оказываются исправленными.
Однако, с другой стороны, то что эффективно работает в Скандинавии вовсе не обязательно будет эффективно работать в других странах. И даже если потенциально такая система может заработать и там, то надо понимать, что для ее реализации необходимо менять/поднимать практически все сферы социально-экономической жизни страны. Не может условная Индия или Малайзия стать такой же странной как Швеция или Норвегия, да и не должны они идти только по одному пути. Однако проблема исправления осужденных и их ресоциализация актуальны для всех стран. И роль религии здесь гораздо шире и интереснее, чем отводили ей гуманистические философы эпохи Просвещения.
Сейчас уже не Новое время и исправленный преступник нужен не для того, чтобы он обслуживал станок на заводе. Тем более, что кризис капиталистической логики сегодня стал явным. Возможна там нужна новая философия в организации исправления и ресоциализации заключенных? Этой теме мы посвятим наши дальнейшие рассуждения.
Илдар Баязитов