«Возьми с имущества их милостыню, которой ты очистишь их и оправдаешь» (сура «Покаяние», 103 аят).
В самой основе религии Ислам заложена идея социальной справедливости, к которой относится система мусульманских налогов, так называемая «садака», которую необходимо давать имущим и неимущим, «закят» и многое другое.
Как известно, одним из пяти столпов ислама является закят, который является обязательным годовым налогом в пользу бедных нуждающихся. Если вспомнить также о существовании садака, которая является добровольной милостыней, то можно смело утверждать, что социальная работа, благотворительность является одним из фундаментов ислама, то на чем наша религия держится. Мусульманские благотворительные организации, вакфы, которые стали настоящем мусульманской феноменам, стали возможно именно благодаря закяту и садаке.
В Коране закят, как и намаз, упоминается 27 раз. Само значение слова закят в арабском языке это «очищение» и «увеличение». В Священно Коране Всевышний Аллах говорит: «Получил прибыль тот, кто ее очистил» (сура «Солнце», 9 аят). Таким образом, выплата закята является очищением мусульманина.
О важности закята мы можем прочитать и в хадисах: «Как-то пришел один мужчина к Пророку (с.а.в.) и сказал: «Дай мне знать о таком деле, которое бы ввело меня в рай» Пророк (с.а.в.) сказал: «Поклоняешься Аллаху и не приобщаешь Ему никого в сотоварищи, выстаиваешь молитву, выплачиваешь закят и соблюдаешь кровное родство». (Приводится у Бухари и Муслима).
Благодаря тому, что закят это один из пяти столпов ислама, то есть обязательное для мусульман действие, история Ислама является, в том числе, и историей благотворительности беспрецедентных масштабов. Закят же стал важнейшим социально-экономическим явлением, который призван утвердить в обществе принципы социальной справедливости, который затрагивает многие аспекты жизнедеятельности общества. Закят является важным социально-экономическим институтом, призванным утвердить в обществе принципы справедливости, и затрагивающий многие аспекты жизнедеятельности общества. Сегодня по всему мира открыты благотворительные организации по сбору и распространению закята. Это касается и нашей страны. Например, при Духовном управлении мусульман Республики Татарстан много лет активно работает Благотворительный фонд «Закят».
Можно с уверенностью говорить о том, что Ислам самая социально-ответственная религия, ставящая социальное служение в обязанность представителям уммы. Конечно, Ислам, как религия предполагает высокую духовность, но это ведь и религия с ярко выраженным социальным содержанием.
Надо сказать на это обращали внимание и народы, которые жили рядом с мусульманами. Вот, например, что писал по этому поводу в своих записках великий русский писатель Антон Чехов:
«Мусульманин для спасения души копает колодезь. Хорошо, если бы каждый из нас оставлял после себя школу, колодезь или что-нибудь вроде, чтобы жизнь не проходила и не уходила в вечность бесследно…».
Реализация социального служения зависит от двух ключевых условий: желания и возможности. Если говоря о желании, мы понимаем, что сам дух Ислама способствует человеколюбию, появлению желания помочь нуждающимся, то для появления материальной возможности этой помощи в Исламе и существуют такие понятия как закят и садака. Именно благодаря им и стали возможны те многочисленные примеры социальных проектов, которыми богата исламская цивилизация.
Необходимо отметить, что расчет закята очень ответственная процедура, которая имеет свою специфику. Для примера опишем некоторые аспекты закята.
Закятом облагается золото, серебро, а также денежные средства и товар равный по стоимости 85 граммам золота, а также скот, мед и различные злаковые культуры.
Например, от одной тонны мёда необходимо платить 100 кг в качестве закята. Если говорить о злаковых культурах, таких как гречка, пшеница и рис, то с собранного урожая необходимо отдавать 1/10 часть для нуждающихся. В татарской традиции выплата 1/10 части урожая принято называть «Гошер-садакасы».
Пророк Мухаммад (с.а.в.) определил необходимое количество золота для выплаты закята в 85 грамм золота. Необходимо отметить, что речь идет только о том золоте, которое не находилось в течение лунного года в обороте, а просто лежит дома или в банке.
Закят с 85 грамм золота выплачивается в размере 2,5 процентов от его стоимости. Необходимость выплачивать денежные средства с серебра возникает, если у мусульманина есть 600 граммов серебра, которыми он в течение года не пользовался. Тогда надо выплатить 2,5 грамма от 600 граммов.
В нюансах высчитывания закята уже заложена большая справедливость. Например, если у вас есть 30 голов коров или быков и они в течении как минимум полугода паслись на лугах, и в течении всего этого времени их количество не становилось меньше 30 штук, то закят выплачивается в виде одной годовалой телки. Но если скот пасся на лугах меньше полугода, то закят выплачивать уже не надо. Например, В центральной части России, как правило, скот пасется на лугах меньше полугода. В южных же районах страны, наоборот, по 7-8 месяцев. В любом случае, в каждом отдельном случае надо подходить к этому вопросу индивидуально и строго высчитывать количество времени проведенного скотиной на лугах.
Говоря о современной российской действительности, также необходимо отметить, что выплачивать закята необходимо также с суммы от 120 тысяч рублей, которые в течение года не находились в обороте и просто лежали, например, дома. То же самое касается товара, который лежал на складе. Здесь надо ориентироваться на стоимость золота в тот период, когда подошло время платить закят.
Необходимо отметить, что существуют строгие правила по распределению закята. О них Всевышний говорит в суре «Тауба», в 60-ом аяте. Там перечислены категории людей, среди которых можно распределять закят. Их всего восемь:
1. Бедные, которые не имеют возможности зарабатывать на жизнь: сироты, вдовы и безработные;
2. Нуждающиеся – те, кто имеет лишь минимум элементарных средств существования;
3. Тем, кто занимается сбором и распределением закята (им ,к примеру, как зарплата);
4. Новообращенным мусульманам, которые близки к вере или еще слабы в религиозности;
5. Для выкупа и освобождения рабов (в современных условиях это положение утратило актуальность, но, тем не менее, в свое время служила стимулом по отмене рабства);
6. Должникам для освобождения от долговой зависимости, вызванной давлением обстоятельств: природные стихии, аварии, болезни, расходы на семью, женитьба, покупка элементарного жилья;
7. Мусульманам, находящимся на пути Аллаха, занимающимся исследованием и изучением Ислама. Эта дотация направлена на покрытие их расходов и на помощь им в продолжение занятий. Чаще всего речь идет о студентах;
8. Путникам, которые испытывают трудности на чужбине и нуждаются в помощи для возвращения на Родину.
Важно отметить, что закят распределяется только среди мусульман. Об этом четко указано в Коране. Но не мусульманам тоже можно платить милостыню-садаку. Например, жена Пророка (с.а.в.) Айша кормила иудейку и Пророк (с.а.в.) засчитывал это как садака.
Перечислять все тонкости закята можно долго, но, к счастью, в нашей стране есть немало литературы, а также достаточно фондов, которые занимаются высчитыванием закята, поэтому каждый желающий может легко найти ответы на свои вопросы там.
Как уже было сказано выше, садака в отличие от обязательного налога закят, является добровольной милостыней, которую верующие выплачивают по собственному усмотрению.
Садака может выплачиваться не только деньгами, но и в виде таких вещей, как одежда и продукты питания. Более того, садакой могут считаться и такие нематериальные вещи как труд, время, сила, которую жертвуются на пути Всевышнего. Даже проявление терпения, человеколюбия и снисхождения, которые совершаются во имя Аллаха, могут считаться садакой.
Для российского общества, российских мусульман, чья история богата примерами благотворительной работы, возрождение такого института как закят и такой практики как садака имеет большое значение. Сегодня мусульманским организациям приходится вести большую разъяснительную работу среди исламского сообщества страны о том, что нельзя пренебрегать закятом и садакой. К сожалению, пока многие люди не понимают, что выплачивая закят они очищают свое имущество.
Возрождение социальной работы на том же уровне, какая была у татар, например, в 19 веке, возможно только в том случае, если современная татарская буржуазия, то есть предприниматели, бизнесмены осознают важность закята и садаки. Поднять культуру социального служения возможно только с возрождением традиции выплачивать закят и садаку, третьего пути здесь нет.
Илдар Баязитов